Школа может не перенести 2-ой волны цифровизации

Я так старый, что помню, как всё начиналось, что грезилось вдалеке и во что в конечном итоге вылилось. Потому декларациям и планам не очень доверяю. Практика приводит нас часто к совсем остальным — нежданным и грустным результатам.

Портал «Город Киров» заинтересовался темой 1-го из проектов Министерства просвещения. Журналистка издания спросила меня: «Может, вы уже лицезрели информацию про цифровую образовательную среду? Пока проект будет реализовываться в 14 регионах, нашей области нет. Но в 2024 году везде. Цифровая образовательная среда не равна дистанционному образованию, растолковали в ведомстве. Кроме самих учебных материалов — видеоуроков, упражнений и остального — к цифровой образовательной среде подключат и административные сервисы. К примеру, электрический журнальчик и документооборот, запись в библиотеку и финансово-хозяйственное планирование, учет достижений и расписание. Так что оцениваться будет не лишь то, как цифровая среда влияет на успехи в учебе, но и удобство для преподавателей и администрации. Реально ли в наших критериях такое? Что уже на данный момент из перечисленного выше в школе реализуется и на каком уровне?»

Вот что я дал ответ:

— Полностью близкий к реальности и современный, нужный проект. Цель его тоже внушает усмотрительный оптимизм. Постоянно приятно, если что-то делает работу удобнее.

Правда, я помню время, когда поначалу в школе возникли 1-ые компы, был проведён веб, и одной из задач тогда провозглашалось освобождение преподавателей и администрации от лишней картонной работы, бюрократизма, высвобождение времени для творчества и самообразования. Как досадно бы это не звучало, информатизация на практике привела к неслыханному росту отчётности, валу информационных запросов, неизменному отвлечению школьного управления и учителей от вопросцев, конкретно связанных с обучением и воспитанием. Потому опасности тоже есть — всё отлично в меру.

Никто не откажется от высококачественного видеоматериала, чтоб временами употреблять его на упражнениях. В реальности на данный момент только видимость огромного выбора схожих уроков, почти все из их низкого свойства, отыскать пригодные фрагменты (говорю как учитель истории), почаще всего, нереально.

Мы уже пару лет как отказались от ведения картонных журналов, пользуемся электрическим на портале «Ежедневник.ру». Он комфортен, прост, понятен, многофункционален, сберегает силы и время. Тут много способностей и для документооборота, но пока мы предпочитаем или общую электрическую почту с разделами, или обмениваемся документами, информацией и поручениями в «Виртуальной учительской» в соцсети. Финансово-хозяйственное планирование осуществляется только в электрических сервисах, особых программках. Если покажется возможность дистанционно записаться в библиотеку, то ужаснее тоже не станет. Над переводом учёта достижений в электрический формат работаем в этом году: сделали вариант по преподавателям, а студенты-практиканты с факультетов соответственной направленности трудятся над базой данных по ученикам. Если цифровая среда предложит комфортные, высококачественные сервисы, то, естественно, будем употреблять и их. Расписание уроков пока составляется вручную, хотя есть различные платные программки (но жалеем средств, которых постоянно не хватает).

Материал вышел тут. По традиции дополню идеями вслух.

Как понятно, хоть какое открытие можно употреблять и в благих, и в самых неприглядных целях. Броский пример — энергия атома. У меня серьёзная тревога по поводу того, что сегодняшние власти совершенно способны употреблять цифровизацию во благо учеников и учителей. Комп сейчас перевоплотился в средство страшенной эксплуатации не лишь преподавателей, но трудящихся в самых различных сферах, кто должен проводить около него львиную долю рабочего времени, заполняя нескончаемые формы, таблицы, проводя какие-то процедуры, просматривая колоссальные потоки электрической почты, различные письма, распоряжения, аннотации, мучаясь в применении программ с недобрым интерфейсом. От него уже тошнит, поэтому как не сам работник описывает необходимость тех либо других операций — его заставляют к большим объёмам тупой, глупой деятельности. Люди портят зрение, испытывают нервные (относящиеся к пучкам нервов) стрессы, забивают для себя голову электрическими томами, рождёнными в чьём-то воспалённом воображении.

Систему автоматического определения лиц, уверен, ввести могут. Перевоплотить образовательные организации в подобие электрического концлагеря могут — это ж не Москва на самоизоляции! Совсем поменять дух вольного творчества безумием слепой исполнительности, поставив дело на цифровой контроль, тоже могут, мало осталось. А вот что-то полезное и доброе в имеющейся системе, обычно, не возникает, а если возникает, то не приживается. Потому будущее цифровой образовательной среды абсолютно зависит от политической ситуации в Рф.

Также приведу один из объяснений собственного коллеги, который весьма буквально определил опасности полной цифровизации и дистанционного обучения (к которому так либо по другому бюрократия стремится) для ребёнка: «Резко понижается возможность вести взаимодействие с иными — т. е. та самая „социализация“, которая официально числилась постоянно одной из первейших задач школы. Совсем переселившиеся „по ту сторону экрана“ люди (и детки, и взрослые, к слову!) просто дуреют время от времени! От одиночества, к примеру.

Из образовательного процесса оказывается изъято всё то, что составляет чуть ли не наилучшую, важнейшую его часть! …Взоры, мимика, дискуссии с глазу на глаз, шалости, влюблённости в одноклассниц либо одноклассников, кооперативный труд (и учебный, и всякий иной — таковой как уборка снега совместно с товарищами и с учителем, к примеру), обиды, примирения, „открытия“ остальных людей… Кто и как, какими средствами, сумеет восполнить всё это?»

Игорь Олин

Источник: narzur.ru