Пустеющая Россия — | Новости на uzbfilm

Российские регионы, лидеры по естественной убыли населения. Великорусское ядро стремительно пустеет, потеряв с начала реформ четверть населения.

Таблица взята с ТК-канала  «Толкователь»

В течение последних 15–20 лет постоянно уменьшается численность сельского населения — как за счет естественной убыли населения (смертность превышает рождаемость), так и за счет миграционного оттока.

Процесс депопуляции сельских территорий настолько активен, что постоянно увеличивается число заброшенных деревень. Например, только в период между переписями населения 2002 и 2010 годов число обезлюдивших деревень выросло более чем на 6 тысяч — с примерно 13 тысяч до 19,5 тысяч). Также растет количество сельских населенных пунктов с небольшим числом жителей. Так, в более чем половине всех сельских населенных пунктов (54%; или около 62% от всех заселенных сельских населенных пунктов) проживают от 1 до 100 человек.

В некоторых субъектах РФ доля обезлюдивших деревень превысила 20% — в основном, в регионах Центральной России и Севера: например, в Костромской области 34,1% всех сельских населенных пунктов (более 1,1 тыс. заброшенных деревень), в Вологодской области — 26,6% (более 2,1 тыс. заброшенных деревень) и т.д. В целом, в СЗФО доля деревень без населения выросла к моменту последней переписи населения в 2010 году до 20% (с 13,4% в 2002 году), в ЦФО — до 16,3% (с 10,1% в 2002 году); в остальных федеральных округах эта доля ниже.

При этом процесс депопуляции в территориальном разрезе идет неравномерно. Происходит концентрация сельского населения вокруг отдельных «очагов» при одновременном расширении областей депрессивных сельских территорий, для которых характерна постоянная депопуляция.

В качестве очагов, во-первых, выступают пригороды и территории вокруг крупных центров. Во-вторых, достаточно активно развиваются сельские территории Юга России — территории ЮФО и СКФО, из-за чего многие исследователи проблемы говорят о тенденции перемещения сельского населения России из когда-то сравнительно густо заселенных сельских территорий Центральной России и Поволжья в южные регионы страны. Для регионов ЦФО и ПФО, а также СЗФО, напротив, в последние годы характерны особенно выраженные процессы депопуляции сельских территорий.

Так, например, в период между переписями населения 2002 и 2010 годов произошло значительное уменьшение численности сельского населения в ЦФО (примерно на 458 тыс. чел.), СЗФО (примерно на 227 тыс. чел.), ПФО (примерно на 390 тыс. чел.), СФО (примерно на 391 тыс. чел.) и ДФО (примерно на 24 тыс. чел.), в то время как в УФО, ЮФО и СКФО, произошел рост численности населения, в особенности заметный в регионах СКФО (примерно на 228 тыс. чел.). В 2011–2015 годах во всех федеральных округах происходило практически постоянное снижение численности сельского населения, и исключением стал СКФО, где фиксировался постоянный прирост сельского населения. Небольшой прирост сельского населения также был зафиксирован и в ЮФО в 2014–2015 годах.

Именно в СКФО зафиксирована самая высокая доля сельского населения в общей численности населения — 50,9%. При сопоставлении долей сельского населения разных федеральных округов от общей численности сельского населения страны мы увидели, что прирост доли сельского населения округа в общей численности сельского населения страны характерен СКФО и ЮФО (в совокупности на 2,35% с 2002 года до начала 2016 года, без учета сельского населения бывшего КФО) и отчасти для УФО (в УФО эта доля снижается в последние годы). Доля сельского населения остальных федеральных округов, напротив, в этот период снизилась.

Основные причины уменьшения численности сельского населения лежат сугубо в социально-экономической плоскости.

Прежде всего, для сельских населенных пунктов характерен более низкий уровень жизни и сравнительно высокий уровень безработицы, в том числе застойной. Анализ социально-демографической структуры сельского населения показал, что активная часть трудоспособного населения уезжает в города, что в свою очередь способствует дальнейшему социально-экономическому застою, деградации и депопуляции сельских территорий.

В частности, исследователи проблемы депопуляции сельских территорий указывают на характерный для современной России процесс возвратных трудовых миграций или т.н. отходничества, который по факту также ведет к постепенной депопуляции села.

Из-за более низкого уровня жизни, тяжелой социально-экономической ситуации в сельской местности выражены негативные социальные явления. Так, в 2015 году был зафиксирован рост числа преступлений, совершенных на селе.

При этом несмотря на более низкий уровень жизни, потребительские цены в сельской местности зачастую выше, чем в городах. Сельским жителям приходится в среднем тратить большую долю всех расходов на продукты питания, чем городским жителями, также они сильно зависят от продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах.

Другая проблема, являющаяся одной из причин оттока сельского населения из страны, — более низкое качество жизни сельского населения из-за невысокой доступности объектов социальной инфраструктуры (образовательной, медицинской, досуговой, транспортной) и основных услуг (прежде всего, государственных и муниципальных услуг), а также жилищных условий и недостаточной обеспеченности жилищно-коммунальными благами.

В частности, выявлено, что за последние 20 лет сельские населенные пункты не только не нарастили, но и в значительной степени утратили социальную инфраструктуру из-за процессов «оптимизации», которая особенно сильно затронула именно сельские территории.

Так, по данным Росстата, за последние 15–20 лет количество сельских школ уменьшилось примерно в 1,7 раз (с 45,1 тыс. в 2000/01 гг. до 25,9 тыс. в 2014/15 гг.), больничных организаций — в 4 раза (с 4378 в 2000 году до 1064 в 2014 году), амбулаторно-поликлинических учреждений — в 2,7 раз (с 8389 в 2000 году до 3064 в 2014 году).

Если бы в ближайшие годы сокращение численности этих учреждений продолжилось бы в среднем теми же темпами, то буквально через 17–20 лет закрылись бы все сельские школы и поликлиники, а ни одной больницы на селе не осталось бы еще раньше — в течение 7 лет.

В целом, процесс депопуляции сельских территорий отнюдь не является уникальным российским явлением и в нашей стране, он во многом схож с аналогичными процессами в других странах — как западных, так и восточных. В некоторых зарубежных странах, например, в ряде европейских стран, власти принимают активные меры по борьбе с негативными последствиями этого процесса.

Однако при рассмотрении опыта европейских стран следует понимать, что огромное значение имеют географические и климатические особенности нашей страны. В России значительно сложнее восстановить обезлюдившие территории, на которых произошло запустение, и коммуникации, это требует значительно больших инвестиций, а значит постепенная деградация и депопуляция сельских территорий чревата для страны большими проблемами в будущем, чем в других странах. Российские власти также озвучивают намерения бороться с деградацией сельских территорий на уровне государственных программ. Например, в рамках программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» заявлены такие меры, как помощь в приобретении жилья для граждан, проживающих в сельской местности, строительство общеобразовательных учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов, культурно-досуговых учреждений, объектов бытовой инфраструктуры (газовые и водопроводные сети), автодорог, создание рабочих мест. Однако, как мы видим, в настоящее время идут обратные процессы — закрываются школы, учреждения здравоохранения, маршруты общественного транспорта; остро стоит проблема безработицы.

Россия — страна умирающих деревень