Между учеными и родиной разверзлась лопасть — | Новости на uzbfilm

Фото: Правительство Камчатского края

Как стало известно “Ъ”, в этом году так и не будут доставлены модули комплекса для обновления российской научной станции «Восток» в Антарктиде. Причиной срыва операции стала неожиданная и пока необъяснимая поломка лопасти винта атомного лихтеровоза «Севморпуть» в океане рядом с Анголой. «Севморпуть» должен был выгрузить модули на припай у побережья Антарктиды. Попытка ремонта в море не увенчалась успехом, и в любом случае время для операции уже упущено, поскольку припай начал разрушаться. Инцидент может отсрочить модернизацию станции на год.

Доставка модулей для кардинального обновления российской научной станции «Восток» в Антарктиде перенесена на 2021 год, рассказали “Ъ” источники в отрасли. Ключевой причиной срыва операции стала поломка атомного лихтеровоза «Севморпуть», который больше месяца стоит у берегов Анголы в заливе Луанды, поскольку у него сломалась одна из четырех лопастей единственного ходового винта.

ФГУП «Атомфлот» сообщило, что лихтеровоз находится в Атлантическом океане у побережья Анголы и на судне проводятся ремонтные работы винто-рулевого комплекса, 18 ноября. «В связи с повреждением одной из лопастей атомного контейнеровоза принято решение ее демонтировать, для этих целей на борт судна прибыла группа водолазов»,— пояснили на предприятии. Там заверили, что судно при этом «обладает всеми мореходными качествами, ядерная энергетическая установка работает в штатном режиме, жизням и здоровью членов экипажа контейнеровоза ничего не угрожало и не угрожает».

Глава дирекции Севморпути Росатома Вячеслав Рукша подтвердил “Ъ”, что потеряна одна из лопастей, «ведется ремонт, по результатам работ будет принято соответствующее решение».

Причины поломки, по его словам, прояснятся после докового осмотра. Господин Рукша уточнил, что для приема лихтеровоза подходит только док на Канонерском судоремонтном заводе в Санкт-Петербурге. В Минприроды, Росгидромете и МИДе тему не комментируют.

Владимир Путин, президент РФ, отвечая на вопрос о финансировании научной программы станции «Восток», 23 октября

Я видел это, мне приносили эти керны, эту воду в свое время. Это очень интересно, захватывает

 

По словам источников “Ъ”, в результате поломки лопасти произошла разбалансировка винта. Для ее устранения было принято решение силами водолазов снять еще одну лопасть, чтобы восстановить симметрию. Но завершить работы до сих пор не удалось из-за плохой погоды, говорят собеседники “Ъ”. Упростить ремонт мог бы заход в территориальные воды Анголы.

Однако, поскольку речь идет о судне с ядерной энергетической установкой, для этого требуются «сложные согласования с властями страны». Также ситуацию осложняют жесткие ограничения в Анголе в связи с коронавирусом.

По завершении работ по демонтажу лопасти «Севморпуть» сможет самостоятельно дойти до Петербурга, утверждают источники “Ъ”.

Они называют ситуацию форс-мажором — судно в январе завершило доковый ремонт и «получило все освидетельствования». Как в принципе возможно сломать лопасть, рассчитанную на работу во льдах, находясь в чистой воде и открытом море на расстоянии 500 миль от берега, где глубины в среднем составляют 2 тыс. м, никто из собеседников “Ъ” объяснить не берется.