Китай провозгласил свои ценности

Скульптура «Живой Конфуций» в Музее искусств Рокбанд в Шанхае

К вопросу о ценностях в Китае подошли рационально, без пафоса и патетики, но ориентируясь исключительно на национальные интересы страны и на их продвижение в мире.

Кому-то покажется это удивительным, но Поднебесная официально объявила, что берет за основу свои же собственные традиционные ценности —  проверенные веками и лежащие в культуре, языке и подсознании каждого китайца.

Что это за ценности? Их провозглашено двенадцать и называются они «сердцевинные социалистические ценностные воззрения». Представлены они были впервые в ноябре 2012 г. в отчетном докладе ЦК на XVIII съезде Коммунистической партии Китая.

Набор из двенадцати ценностей состоит из трех групп.

Ценностями государства являются:

— богатство и сила,

— демократия,

— цивилизация,

— гармония.

Ценностями общества являются: 

— свобода,

— равенство,

— справедливость,

— правовое правление.

Ценностями человека: 

— патриотизм,

— преданность делу,

— честность,

— дружественность.

Хотя здесь нет идеологически окрашенных лозунгов, бросается в глаза непривычная для западной культуры иерархия ценностей. Она построена «сверху вниз» – от государства к обществу и далее к человеку.

Си Цзиньпин

Си Цзиньпин последовательно облекает «ценностные воззрения» в традиционную оболочку. На встрече с преподавателями и студентами Пекинского университета 4 мая 2014 г. он провозгласил:

«Сердцевинные ценностные воззрения – это добродетель. Есть добродетель одного человека, есть также большая добродетель, то есть добродетель государства, добродетель общества. Государство без добродетели не процветает, человек без добродетели не установится». 

Вот еще его цитаты:

«Для решения китайских проблем подходящие пути и методы можно искать только в Китае. Насчитывающая несколько тысяч лет китайская нация встала на путь цивилизационного развития, отличающегося от других стран и наций. Мы не случайно открыли путь социализма с китайской спецификой, это определено историческим наследием и культурной традицией нашей страны».

Партийный лидер назвал «ценностные воззрения» «самым большим общим знаменателем» китайской нации, предупредив, что без них нация и государство лишатся опоры и не смогут двигаться вперед.

Поиск «китайских ценностей» начался еще в начале 1990-е гг, когда потерпел крах СССР. В результате исследований китайскими экспертами общественных наук уже тогда были сначала выделены четыре основных различия китайских и западных ценностей:

В Китае

— ответственность предшествует свободе, 

— долг предшествует правам, 

— коллектив стоит выше индивида, 

— гармония – выше конфликта. 

В то время как западной культуре присущи:

— стремление к конфликту, 

— эгоцентричное желание покорять и подчинять себе других. 

Пекин извлек для себя уроки как из процесса разрушения СССР, так и из активного использования Западом концепции «мягкой силы». Поэтому после прихода к власти Си Цзиньпина в 2012 г ведущее место в официальной идеологии заняла работа по систематизации и пропаганде китайских ценностей.

Главной темой в китайской пропаганде Си Цзиньпин провозгласил «китайскую мечту о великом возрождении китайской нации». 

Китайскими социологами тогда же были выделены и «сердцевинные ценностные воззрения». В 2014 году на 13-ой совместной учебе Политбюро ЦК КПК 18-го созыва Си Цзиньпин подтвердил, что распространение «ценностных воззрений» должно опираться на лучшие традиции китайской культуры.

Тогда китайский лидер призвал своих соотечественников и прежде всего членов КПК:

— учить гуманности и человеколюбию,

— внимательно относиться к народу как основе, 

— соблюдать доверие, 

— почитать справедливость, 

— возвышать гармонию, 

— стремиться к Великому единению. 

Это узнаваемый набор моральных и социальных ценностей раннего конфуцианства.

Си Цзиньпин стал первым лидером Китая, заявившем о необходимости использовать конфуцианство для госуправления. Вот десять основополагающих принципов государственного управления, провозглашенных сегодня в Китае:

— народ является корнем царства, 

— правление должно получить поддержку народа, 

— традиции и законы соединяются для управления, 

— добродетель – главное, наказания – дополнительное, 

— в правлении нет ничего более первостепенного, чем 7добиться расположения людей, 

— при управлении государством следует сперва управлять чиновниками, 

— заниматься управлением с помощью добродетели, 

— стоящим у власти нужно выпрямлять и исправлять самих себя, 

— находясь в спокойствии, думать об опасности, 

— осуществлять перемены и изменения. 

В своих выступлениях Си Цзиньпин чаще, чем на другие традиционные источники, ссылается на древние конфуцианские тексты – «Беседы и суждения» Конфуция, «Записки о ритуале» (Ли цзи), на высказывания мудрецов Мэн-цзы и Сюнь-цзы.

Древняя книга «Лунь-Юй»

Объявленная Си Цзиньпином борьба за скромность и экономию – также в духе поучений Конфуция. Это попытка повысить моральный авторитет КПК и заявить, что основой правления является народ, а не чиновная элита.

Власти Китая не забыли и об образовании.

Особое внимание они уделили тому, что  студенты не должны считать западную модель единственно возможной для развития страны, а преподаватели ВУЗов не должны способствовать формированию такого воззрения у студентов. Китайские власти занялись «воспитанием воспитателей».

Призывы к ограничению преподавания «западных политических ценностных воззрений» объясняются в Китае их несоответствием китайской реальности, тем, что они побуждают китайцев к отказу от своего пути, от своей идеологии и тем, что их распространение способно спровоцировать общественные потрясения.

После протестных выступлений в Гонконге идеологическая работа в учебных заведениях усилилась. Идеи конституционной демократии, всеобщих ценностей, гражданского общества, неолиберализм и исторический нигилизм были объявлены ошибочными западными воззрениями.

«Американская мечта» обещает каждому человеку равные шансы на успех? Теперь есть «китайская мечта» о сильном и богатом государстве, расцвете нации и народном счастье.

Запад неустанно твердит о превосходстве своих ценностей? Если это обязательный атрибут мирового влияния, Китай будет пропагандировать собственные «сердцевинные ценности».

В политических выступлениях китайских лидеров все чаще звучат цитаты из древних мыслителей, которые не поддается однозначному переводу на европейские языки.

Заметно и то, что в Китае сделана ставка на принципиально иной концептуальный язык, лежащий вне западного дискурса. Новый язык наполнен содержанием, понятным только китайцам  и потому менее уязвим для критики.

К примеру, Си Цзиньпин в октябре 2013 г. провозгласил политику «родственности», «искренности», «благодеяния» и «инклюзивности» в отношениях с соседями. Западным журналистам приходится поломать голову, чтобы понять богатую смысловую нагрузку, так как их трактовка неразрывно связана с культурой Древнего Китая.

Вполне допустимо, что ставший второй экономикой мира Китай собирается претендовать на ценностное влияние, которое будет проецироваться прежде всего на приграничные с ним страны и на страны региона.

В октябре 2013 г. на рабочем совещании по дипломатии с сопредельными странами Си Цзиньпин призвал «усилить пропаганду и разъяснение, сделав акцент на взаимном соединении китайской мечты с надеждами на лучшую жизнь народов всех сопредельных стран, с перспективами развития региона, чтобы сознание общности судьбы пустило корни в сопредельных странах».

 

Текст составлен 

с использованием работы 

Александра Ломанова

«Общий знаменатель нации»

Источник: narzur.ru