Исследование: люди все меньше доверяют СМИ

Основные причины – политическая предвзятость медиа и дезинформация.

Читайте также
Только треть петербуржцев доверяют публикациям СМИ

СМИ не доверяют ньюсмейкерам, читатели не доверяют СМИ

«Россияне, в отличие от американцев, не доверяют местным СМИ». Эксперты обсуждают исследование о критериях доверия медиа. По нему, читатели, зрители и слушатели в США доверяют информации локальных СМИ больше, чем общенациональным. Небольшие региональные издания, считают респонденты, лучше разбираются в спорте, культуре и криминале. Правда, признается преимущество федеральных журналистов в освещении проблем образования и экологии.

Однако, как показал опрос Gallup, авторитет медиа постепенно размывается. Главная причина – политическая предвзятость изданий. Если сравнивать с другими общественными институтами, СМИ по уровню доверия занимают предпоследнее место. Меньше верят только политикам.

В российских регионах сложилась обратная ситуация. Аудитория, как правило, критично настроена именно к местной прессе. И, наоборот, склонна доверять публикациям из Москвы и Северной столицы.

Главный редактор «Новой газеты» в Петербурге Диана Качалова В регионах очень мало денег, поэтому я думаю, что 80% региональной прессы – это издания, которые финансируются районными и городскими администрациями. Зачем людям доверять или не доверять подобным изданиям? Вопрос другой — какую информацию они оттуда получают? Они получают ту информацию, которую городской мэр, глава, чиновник, депутат хочет до них донести. Поднимаются этими изданиями проблемы, которые граждан волнуют? Скорее всего, нет. Это такие листки, которые кладутся в почтовый ящик и никому не нужны, поэтому говорить о доверии и недоверии этой прессы достаточно смешно.

Сильнейшей угрозой демократии становится дезинформация в соцсетях. Об этом говорится в ежегодном рейтинге свободы интернета, опубликованном Freedom House. Исследователи зафиксировали худшее положение дел в сети с 2010 года.

Отчет проводился в 65 странах. Почти в половине из них госорганы и их активисты использовали онлайн-пропаганду. Метод оказался самой распространённой тактикой вмешательства в выборы. Частыми инструментами в пабликах стали публикации теорий заговора, подстрекания и мемы.

Обыденностью становится также блокировка – к ней прибегали как минимум в 20 государствах. Кроме того, усилилась активность фейковых аккаунтов. Однако за этим всплеском деятельность троллей скорее сойдет на нет. Им на смену придут аффилированные с политиками популярные блогеры, считает интернет-буржуй Андрей Рябых. Серьезные изменения на поле сетевой агитации, по его словам, ожидаются в ближайшие пять лет.

Интернет-буржуй Андрей Рябых Классическая пресса становится более подконтрольна текущей власти. Это не только про нашу страну, про любую страну можно так говорить. Если оппозиция всегда есть и хочет что-то высказать, она перемещается в более гибкие вещи – частные социальные сети. Возможна ли цензура в социальной сети? Я думаю, что да, и мы скоро это увидим, потому что закон о независимости рунета в нашей стране принят и там одно из положений – возможность заблокировать любую социальную сеть. В ближайшее время нас ждет три события: выборы президента Америки, выборы нашей Госдумы и выборы нашего президента. Достаточно большую часть всплеска манипуляции общественным мнением мы увидим в этом моменте.

Ранее социологи выяснили, что за 10 лет четверть россиян окончательно утратила доверие к телевидению. Как сообщили респонденты «Левада-центра», особенно сомнительны стали новости экономики и внешней политики.

В целом, смотреть федеральные телеканалы стали гораздо реже. Если десять лет назад информацию с экрана получали более 90% жителей страны, то сегодня — две трети. За то же время втрое выросла аудитория потребителей онлайн-новостей. Из них треть респондентов знакомится с публикациями независимых СМИ. Еще столько же смотрят видеоблоги или читают каналы в мессенджерах.

Источник: businessfm.spb.ru