Ефремов и «тусовка»: идеологический фокус дорожно-транспортного происшествия — | Новости на uzbfilm

В России никогда не было принято злорадствовать по поводу осуждения человека по уголовному преступлению, смаковать его нахождение в тюрьме. «От тюрьмы и сумы не зарекайся», — гласит русская пословица. Заключенных было принято в народе жалеть так, как не жалеют лиц, совершивших преступления, ни в одной стране мира. «Бес попутал», — говорили о человеке, преступившем закон, будто бы не сам он, а некая внешняя бесовская сила подтолкнула его на злодеяния. По факту, преступления в русском понимании оказывалось две жертвы — не только пострадавший от преступника, но и сам совершивший преступление.

Чувство жалости, сменившее чувство негодования, вызывает и актер Михаил Ефремов, убивший будучи пьяным за рулем человека и должный за то отбывать положенное наказание. И если бы дело было только в самом Ефремове, то тему было бы наиболее этично закрыть. Но дело не в Ефремове, а в либеральной богемной тусовке, представителем которой он является. Почему-то вообще отсутствует информация с кем, если актер был пьян, он потреблял алкогольные напитки в тот злосчастный день. Не исключено что кто-то был в курсе того, что Михаил Олегович сел за руль. Учитывая круг его общения, фигуры — фактические соучастники преступления, могут оказаться очень известными людьми. А между тем, в некоторых государствах мира подобное соучастие также карается в уголовном порядке, как и действия самого человека, севшего нетрезвым за руль. И если нет возможности применить уголовную статью по российским законам, то моральная оценка могла бы быть к соучастникам вполне применена.

Любое преступление имеет свои истоки и причины. И, если ставится задача искоренения или минимизации преступности, а не отмщения преступнику, то надо бороться не только с результатом — самим преступлением, а с теми генезисными основаниями, которые в итоге порождают его. Михаил Ефремов с 2011 года, времени раскрутки «цветного сценария» в России, стал фигурой политической, озвучивая антивластные антипутинские стихи в рамках проектов «Гражданин поэт» и «Господин хороший». Стихи зачастую переходили грань, за которой начинается оскорбление, и, если учитывать, что оскорбления адресовались первому лицу государства, от чтеца требовалась известная «удаль». Не исключено, что в этих целях актера и накачивала либеральная тусовка алкоголем, а возможно и наркотиками. Ефремова, короче говоря, использовали.

Он, собственно, об этом и сказал уже после совершения преступления: «Я артист, клоун, а не оппозиционер. Это моя работа». Ефремов вспомнил, что он артист, а не политический оппозиционер. Но фактически элитарная тусовка в сфере культуры уже давно стала субъектом политики, имея в своем ядре значительную и активную либеральную группировку.

Еще в 1993 году группа из 42-х литераторов направила письмо Б. Н. Ельцину с поддержкой того в отношении действий по расстрелу Верховного Совета. Среди подписантов были такие популярные фигуры, как Алесь Адамович, Виктор Астафьев, Белла Ахмадуллина, Василь Быков, Даниил Гранин, Римма Казакова, Булат Окуджава, Роберт Рождественский. Затем была кампания по выборам президента России 1996 года, в которой артисты задействовались как никогда масштабно. Они внесли существенную лепту в обеспечение тотальной «промывки мозгов» населению, работая на победу Ельцина. Было записано два музыкальных альбома «Ельцин — наш президент» и «Голосуй или проиграешь», в создании которых приняли участие Малинин, Минаев, Овсиенко, Расторгуев, Серов. В проельцинских концертах принимали участие Пугачева, Аллегрова, Градский, Боярский, Киркоров, Николаев, Королева, Гребенщиков, Макаревич, Титомир, Харатьян, Шуфутинский и др. В актерской среде во время первой чеченской кампании имелось много сторонников прекращения войны путем предоставления независимости Ичкерии. Были даже прецеденты выступления российских артистов перед боевиками противника.

Поддерживая фактически всем артистическим бомондом Ельцина, с приходом Путина многие артисты и деятели культуры перешли в оппозицию. Но это была не оппозиция в виде полного разрыва. Они, по-прежнему, не чуждались получать ресурсы от властей, но при этом подвергая их обструкции, скандаля в случаях, когда финансирование приостанавливалось. На выборах 2012 года, контекстом которых была попытка разворачивания в России сценария «цветной революции», часть тусовки агитировала за Михаила Прохорова, как либерального кандидата. В группе поддержки фигурировали такие тяжеловесы медийного пространства, как Пугачева, Ярмольник, Макаревич, Маргулис, Любимов.

Воссоединение Крыма с Россией подвело черту под состоявшимся фактическим расколом в среде творческой интеллигенции. Пропуском в либеральную тусовку стало служить публичное осуждение «оккупации Крыма» и признание его украинским. С такой позицией, диссонирующей с позицией большинства российского населения, выступил ряд достаточно известных фигур — Андрей Макаревич, Лия Ахеджакова, Дмитрий Быков, Эльдар Рязанов, Сергей Юрский, Юрий Шевчук, Олег Басилашвили, Армен Джигарханян, Борис Гребенщиков, Михаил Жванецкий, Галина Волчек, Андрей Кончаловский, Федор Добронравов, Александра Яковлева, Станислав Садальский, Александр Розенбаум, Марат Башаров, Михаил Кокшенов, Эммануил и Максим Виторганы, Наталья Фатеева, Борис Акунин, Ксения Собчак, Андрей Мягков, Вячеслав Бутусов, Тимур Шаов, Алексей Лебединский, Владимир Войнович, Людмила Улицкая, Вероника Долина, Павел Чухрай, Виктор Шендерович, Александр Сокуров, Александр Филиппенко. Поэт Андрей Орлов (Орлуша), стихи которого вместе со стихами Дмитрия Быкова озвучивал Ефремов, и вовсе признался в ноябре 2019 года, что перечислял деньги на поддержку украинской армии (ВСУ), воевавшей на Донбассе.

Народ, несмотря на все попытки модернизировать его сознание посредством новой культурной продукции, не стал либералом. Либерализм остался идеологией западнического меньшинства. То, что большинство оказалось немодернизируемо стало фактором формирования чувства презрения к нему, утверждения своего антропологического превосходства, трансформации либерализма в русофобию. Показательно, что в составленный телеканалом «Царьград» рейтинг ста главных русофобов вошли деятели культуры — Мария Арбатова, Григорий Амнуэль, Рустем Адагамов, Борис Акунин, Лия Ахеджакова, Дмитрий Быков, Виктор Ерофеев, Максим Кантор, Алексей Лебединский, Андрей Макаревич, Константин Райкин, Кирилл Серебренников, Ксения Собчак, Артемий Троицкий, Людмила Улицкая, Эдуард Успенский, Алексей Учитель, Николай Фоменко, Леонид Ярмольник.

Другой автор зачитываемых Ефремовым стихов, и по собственному заверению друг актера, — безусловно талантливый литературовед, поэт и писатель. Но он же и видный политический оппозиционер, входил в Координационный совет оппозиции на выборах, в которых получил второе число голосов после А.Навального. Ряд его высказываний вряд ли могли бы быть охарактеризованы иначе, чем русофобия. И здесь уже не столько борьба с Путиным или властью в целом, сколько именно фобии в отношении народа, России как цивилизации. Приведем некоторые из быковских размышлений о России разных лет. Это не стихи, где оценки могут скрываться за аллегориями, а прямое выражение своей позиции.

«Ну, в общем, они своего добились — дураки составляют большинство. Я никогда еще не жил в обществе, где дураки составляют большинство, и это, надо сказать, совершенно новый, где-то даже революционный опыт».

«Разговоры о российской духовности, исключительности и суверенности означают на самом деле, что Россия — бросовая страна с безнадежным населением. Глубокая уверенность в некачественности, неисправимости, исторической потерянности этого населения вообще свойственна спецслужбам с их демоническим презрением к гражданам. И надо сказать, основания для такого презрения мы им действительно даем, так и не выучившись эффективно противостоять их немудрящим разводкам. Большая часть российского населения ни к чему не способна, перевоспитывать ее бессмысленно, она ничего не умеет и работать не хочет. Российское население неэффективно. Надо дать ему возможность спокойно спиться или вымереть от старости, пичкая соответствующими зрелищами».

«Помните, у Некрасова? „В столицах шум, гремят витии, кипит журнальная война, а там, во глубине России, — там вековая тишина“. Там заняты выживанием повседневным, производством, семьей, их не интересует нравственность (ну, такое концентрированное выражение нравственности, как политика), дух времени их не интересует. Они живут в своем таком довольно циничном, довольно веселом традиционном русском мире. Ведь русские пословицы тоже очень циничны всегда… Все вместе — это как такая огромная прокладка с очень маленькими крылышками. Это 85 процентов инертных граждан, которые не хотели бы перемен завтра. И, может быть, не хотели бы их вообще. Ну, зачем им перемены?.. Простите меня, но это действительно идиоты. Ребята, я вам в лицо хочу это сказать: вы — идиоты».

«Вы знаете, что в болоте труп может сохраняться неразложившимся веками. Так оно у нас и происходит. Проточной воды, конечно, нет… Вы ничего с этим болотом не сделаете. Вы можете сделать его комфортным для передвижения, проложить какие-то гати, сделать его карту. Можно, наверное, как-то взаимодействовать с флорой и фауной. На нем что-то очень хорошо растет. В конце концов, в нем залегает прекрасный торф. Это наша литература: вот такой торф для всего мира. Замечательное топливо, которым потом весь мир отапливает свои помещения. Газ какой-то болотный».

«Мне кажется, что честные, цивилизованные выборы и замена первого лица сильно просто оздоровили бы обстановку в обществе, дышать бы стало легче… Ну, вот давайте подождем. Это быстро все произойдет».

«Я в стране, похожей на военный лагерь, жить не хочу».

О ДНР и ЛНР: «Суть происходящего в том, что идеологам и командирам этих двух республик вообще очень нравится расстреливать (ссылаясь при этом на сталинские приказы) и публично унижать: в этом суть их политики и морали, — негодует он. — И парад по случаю дня независимости Украины, когда сотню пленных под улюлюканье гнали по городу, стал лучшей иллюстрацией этой практики… Парад пленных украинцев в Донецке — это глумление над пленными, и дело не только в том, что таким образом нарушается Женевская конвенция… Плевать хотела Россия на все конвенции, она дала это понять уже давно, и такое отношение к международным договорам и нравам переняли ДНР и ЛНР, эти островки „русского мира“ на украинской территории. Напомнить хочется только о том, что аналогии с великими событиями истории даром не проходят. И тех, кто развязал и поддерживает эту войну, ждет такой же эпохальный позор, такая же масштабная катастрофа, какие постигли агрессоров 70 лет назад».

«Нынешняя Россия многим представляется более актуальной угрозой, нежели когдатошний фашизм». («На пороге Средневековья»).

«Одна из важных миссий России в мире — демонстрация глупости, обреченности» («Проспи, художник»).

«Главной чертой российского государства является самоцельное мучительство своего народа, а главной чертой народа — ненависть к своему государству». («Хроники ближайшей войны»).

«Русский государственник всегда хочет крови, расстрелов, смертей, катастроф и репрессий». («Хроники ближайшей войны»).

«России нельзя иметь национальную идею — и никакую идею вообще: единственной формой ее проведения в жизнь является не совместный труд на благо общества, а уничтожение половины этого общества». («Флеймогонная Россия, или Хвала дриздежу»).

«Рано или поздно Россия попросту перестанет существовать, и тогда — хотелось бы верить — на ее руинах начнется что-то принципиально новое». («Хроники ближайшей войны»).

«У России, в общем, очень небольшой выбор: либо сидеть в навозе и нюхать розу, либо сидеть в навозе без розы». («Хроники русской Касталии»).

Весь этот контекст важен для оценки произошедшего, казалось бы, тривиального хотя и трагического ДТП. Нетривиальность состоит в том, что находящейся в алкогольном опьянении водитель не просто нарушал закон, а считал себя выше закона, выше «быдла», для которого эти законы и пишутся. Он кричал, что у него большие деньги, и он закроет с их помощью инцидент. И опять-таки важен здесь не конкретно актер Михаил Ефремов, а диагноз идеологии превосходства, разделяемой всей тусовкой. Случай с Ефремовым лишь один из череды других такого же рода случаев, произошедших с ее представителями, укладывающихся в определенную тенденцию.

2001 год: Леонид Якубович сбил на автомобиле жителя Киргизии, скончавшегося через несколько дней в больнице, но виновником произошедшего был признан пешеход.

2003 год: Филипп Киркоров во время концерта в США оттолкнул от себя 70-летнего охранника, который упал, ударился головой и через несколько месяцев скончался, но суд присяжных артиста с перевесом в 2% голосов оправдал.

2004 год: признание судом Филиппа Киркоровым виновным по факту нанесения оскорблений в публичном месте журналистке Ирине Ароян и назначение штрафа с выплатой в пользу государства.

2005 год: Михаил Казаков нанес в рамках превышения необходимой самообороны смертельные ножевые ранения в драке, от чего потерпевший скончался в больнице, а актер отбывал годовое заключение.

2009 год: Владислав Галкин устроил в одном из московских баров стрельбу из травматического пистолета по бутылкам, вследствие чего был задержан сотрудниками правоохранительных органов.

2010 год: за вождение автомобиля в пьяном виде была лишена водительских прав Виктория Боня.

2011 год: Эдуард Радзинский, объезжая пробку по встречной полосе, стал виновником автомобильного столкновения, в результате которого погибла женщина. Уголовное дело в отношении писателя было в дальнейшем приостановлено на основании амнистии в связи с юбилеем Конституции РФ, а родным погибшей виновник произошедшего выплатил компенсацию в размере 2 миллиона рублей.

2012 год: Константин Меладзе, находясь на Украине, сбил на автомобиле насмерть 30-летнюю украинку, мать двоих детей, но проходил на суде как свидетель, а с родственниками погибшей заключил внесудебное соглашение. В том же году Марат Башаров был лишен права вождения транспортными средствами в течение 1 года и 9 месяцев за вождение автомобиля в состояние алкогольного опьянения.

2013 год: против Алексея Панина было возбуждено уголовное дело по факту уничтожения чужого имущества во время пьяного дебоша в баре гостиницы «Каравелла» в Туапсе. В том же году составлялись протоколы по факту совершения Паниным хулиганских действий в ресторане «Вязники» города Владимирской области, а также в городах Благовещенск, Свободный и Белогорск Амурской области.

2014 год: актриса Екатерина Архарова публично обвинила своего мужа Марата Башарова в жестоких избиениях, приведших к перелому носа и черепно-мозговой травме.

2017 год: режиссер Кирилл Серебренников был приговорен к трем годам лишения свободы условно и возмещению финансового ущерба на основании доказанного в суде обвинения о хищениях в особо крупных размерах.

2018 год: футболисты Кокорин и Мамаев по обвинению в учинении драк и нанесении побоев были осуждены на отбытие тюремного заключения.

2019 год: актриса Наталья Бочкарева была задержана в связи с перевозкой кокаина, вследствие чего было открыто уголовное дело. В этот же год реконструктор Олег Соколов убил свою сожительницу и расчленив ее тело пытался скрыть состав преступления, но был задержан и осужден.

Могут, безусловно, возразить, что все это регулярно происходит и с представителями богемной тусовки за рубежом. Конечно, могут сказать, что деятели культуры — люди особой импульсивности и их поведение не всегда укладывается в заданные рамки. Но само по себе это не снимает проблемы формирования в среде тусовки идеологии превосходства. Не каждая из медийных персон, в том числе из перечисленного списка, ее, вероятно, разделяет. Однако факт генерирования идеологии элитаризма в богемной среде очевиден, и он оказывается сопряжен зачастую с противоправными деяниями по принципу героя Достоевского — «право имею».

Как же государству следовало бы реагировать на соответствующие претензии со стороны богемы? Интересен в этом отношении опыт СССР. В Советском Союзе любили актеров, поддерживали из талант, но вместе с тем при этом всегда подчеркивалось, что хозяином в стране является трудовой народ. Простые советские люди — рабочие и крестьяне идеологически ставились выше по статусу актеров, режиссеров, поэтов. Артистическую элиту это крайне раздражало, но служило важным инструментом обеспечения ее связи с народной жизнью, предотвращения морального разложения творческого человека.

Автор: публицист Владимир Борисович Владимирский.