Бизнес в кризис: почему в России «естественный отбор» не работает — | Новости на uzbfilm

Эксперты Центробанка пришли к выводу, что частый мировой сценарий, когда в кризис с рынка уходят неэффективные компании, что играет в пользу экономик этих стран, не работает в России.

Изображение Ahmad Ardity с сайта Pixabay

Читайте также
ИРИНА ПОТЕХИНА: Нам нужны люди, которые умеют работать с новыми технологиями

В Петербурге может появиться новый бизнес-инкубатор для IT-компаний

Почти 70% россиян не готовы заниматься бизнесом

Во всем мире в кризис с рынка уходят неэффективные и морально устаревшие компании, благодаря чему экономики стран в итоге выигрывают за счет роста производительности. В России же «естественный отбор» в бизнесе не работает. К такому выводу пришли эксперты Центробанка.

Основные драйверы роста в развитых экономиках – молодые прогрессивные компании, которые быстро растут и завоевывают новые рынки. При этом, как подсчитал один авторов аналитической записки ЦБ, своевременная самоликвидация отстающих игроков обеспечивает, например, Китаю или Южной Корее или не менее четверти роста производительности.

В России своя токсичная специфика. Например, за пятилетку с 10-го по 15-й год, у 10% самых эффективных предприятий производительность труда взлетела на треть. А у крупных аутсайдеров эффективность упала в пять раз. Но далекоидущих выводов власти тогда не сделали, при том что крест на потенциальных драйверах рынка ставит как раз отсутствие стратегической поддержки государства, которое не умеет создавать конкурентные условия. И вопрос о том, как правильно провести структурную трансформацию, все еще мало исследован.

Заместитель гендиректора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир СальниковНацпроект «Повышение производительности труда» в принципе имеет внутри себя такую часть, как переобучение сотрудников, их какое-то сопровождение, устройство их на новую работу и так далее. Эти вопросы у нас в последние годы и даже десятилетия в повестке дня остро не стояли. Вообще говоря, дело в том, что чем больше возникает монопольных эффектов, если компания становится все больше, все сильнее, тем у нее объективно меньше стимулов к какому-то развитию, к инновациям, потому что, как говорится, «а зачем, если и так все хорошо». Именно поэтому, может быть, вопрос надо ставить не так, что поддерживать быстрорастущие или медленнорастущие компании, а как раз, может быть, поддерживать компании так, чтобы способствовать конкуренции.

Когда в других странах происходит так называемое «созидательное разрушение» — очистка рынка от неприбыльных громоздких структур — в России погибают даже самые перспективные игроки. Они чаще других используют рискованные бизнес-стратегии, ограничены в источниках финансирования и не обладают устойчивыми связями ни с клиентами, ни с поставщиками.

Губительными для новичков были кризисы и 8-ого, и 14-го годов. Исключением, как отметили аналитики ЦБ, был 98-год. Но коронакризис вряд ли станет годом перезапуска сложившихся моделей.

Директор Центра трудовых отношений Высшей школы экономики Владимир ГимпельсонТо, что это повлияет – в этом нет сомнений, потому что многие эти компании, если они выйдут из бизнеса, выйдут с большими потерями, то у них просто не будет финансовых ресурсов для того, чтобы начинать все сначала. Конечно, многие молодые люди, которые думают, идти в бизнес или не идти в бизнес, будут смотреть на это и делать соответствующие выводы. С другой стороны, желание заниматься бизнесом, желание быть экономически самостоятельным, желание что-то предпринимать, что-то придумывать и работать на себя, это свойственно многим молодым людям. Другое дело, что реализовать это не всегда просто. С другой стороны, когда есть желание и когда молодая кровь требует активности, то люди, может быть, не так активно, но все равно будут идти в этот сектор.

Как пишет VTimes, в рейтинге конкурентоспособности Международного экономического форума Россия занимает 116-е место среди более чем 140 стран по показателю открытости для внешней конкуренции.

Для смягчения последствий пандемического кризиса, как подчеркивают специалисты ЦБ, властям необходимо снижать неформальные барьеры выхода на рынки новых участников. В первую очередь – на деле бороться с коррупционными составляющими.