А тот ли Фаберже? — | Новости на uzbfilm

Выставка Фаберже в Эрмитаже может обернуться грандиозным культурным скандалом.

Яйцо Фаберже — Фото: opsa / Pixabay — Источник

Читайте также
МИХАИЛ ПИОТРОВСКИЙ: Эрмитаж потерял около 4 млн посетителей, но и приобрел 70 млн в соцсетях

Коллекция Эрмитажа пополнилась костюмом Цискаризде

Тема дня: «Эрмитаж» больше не сможет определять культурную политику на Дворцовой площади

Эрмитаж примет участие в восстановлении сирийского города-памятника Пальмиры

Ранее арт-дилер из Лондона Андрей Ружников в открытом письме заподозрил, что тот под видом работ мастера на площадке музея представили ряд «откровенных подделок». Он пригрозил придать инцидент мировой огласке.

В первую очередь претензии у Ружникова вызвала фигурка прикуривающего солдата. Ее он счел грубой репликой скульптуры Савицкого из музея Ферсмана. Современной копией назвал арт-дилер и пасхальное яйцо с золотой курочкой. Что интересно, аналогичный экземпляр действительно выставлен в соседнем с Эрмитажем музее Фаберже. Его подлинность пока никто не оспаривал. Критике также подверглись яйцо «Юбилейное свадебное», пасхальное яйцо «Александр Невский» в красной эмали и другие экспонаты.

Арт-дилер Андрей Ружников Есть человек, который выставил – есть такое хорошее русское слово – фуфло, есть каталог. Этот товарищ идёт к дяде с большими деньгами, который интересуется покупкой Фаберже, и говорит: «Вот, смотри, покупай. Эрмитаж сказал, что всё нормально, подтвердил эти вещи». Есть статья Пиотровского, в которой он говорит, что это замечательные вещи, прекрасная коллекция. Она выставлялась в Новом Иерусалиме, где-то под Москвой стоит некий музейчик. Когда такое происходит, кровь начинает кипеть, думаешь: «Ребята, что ж вы делаете? Неужели у вас ни стыда ни совести нет?»

Отметим, что до наших дней сохранились 65 яиц Карла Фаберже. Подавляющее большинство из них хранится в государственных музеях. Основой же экспозиции в Эрмитаже послужили предметы из коллекции некоего Русского национального музея. У частной организации есть сайт, но фактический адрес или хотя бы контактный телефон на нем не указаны. По данным Forbes, торговая марка долгие годы принадлежит другому международному арт-дилеру, интересующемуся Фаберже, Александру Иванову. Это в числе прочего наводит на мысль о борьбе конкурентов, однако, по словам Андрея Ружникова, он обличает выставку «исключительно из любви к искусству». При этом коллекционер впрямую не обвиняет в корыстном умысле непосредственно Эрмитаж. Скорее, у него есть вопросы к компетенции кураторов выставки.

Искусствовед, владелец «Russian World Gallery» Феликс Комаров Всегда есть место подделке или, по крайней мере, попытке изготовить подделку, с разной целью. Кто-то делает просто как предмет, а кто-то пытается это использовать как бизнес, с целью продажи и так далее. Чтобы вещь была выставлена в музее, она должна пройти определенную экспертизу. Экспертиза определяет и металл, и саму отливку, форму, уровень обработки материала: шлифовку, полировку. Там много нюансов есть. Поэтому я думаю, что если эта экспертиза – Эрмитажа, то очень сомнительно, что туда могла просочиться подделка.

Известно, что «вела» экспозицию Марина Лопато, но она скоропостижно скончалась незадолго до открытия. Ее памяти Михаил Пиотровский в итоге и посвятил выставку. Впрочем, как рассказал один из известных петербургских искусствоведов, пожелавший не афишировать свою фамилию, своеобразный «штамп подлинности» Лопато на предметах не ставила. О других специалистах, которые могли исследовать экспонаты, эксперту не известно, а значит, по словам искусствоведа, с одинаковой вероятностью они могут быть как оригиналами, так и подделками.

Дискутировать с Андреем Ружниковым на эту тему директор Эрмитажа, похоже, не намерен. Ранее Михаил Пиотровский сообщил «Фонтанке», что «стиль и жанр так называемого «письма» делает «ответ» на него этически невозможным». Также он посоветовал журналистам «учитывать огромную разницу между искусствоведами-дилерами и музейными искусствоведами». Первые, по его словам, призваны купить-продать, вторые же сохранить, изучить и представить. Справедливости ради заметим, что Михаил Пиотровский так и не прояснил, могли ли попасть в экспозицию «фейки». Мы обратились с этим вопросом в пресс-службу Эрмитажа, но ответа пока не получили.